среда, 5 декабря 2012 г.

Глава 3 - Продвинутый новичок

Когда Девид достиг стадии продвинутого новичка, он мог полностью сыграть несколько простых композиций. Затем его инструктор дал ему новую композицию в другой тональности, объяснив, что некоторые ноты повышенные и должна играться на черных клавишах. Когда Девид попробовал сыграть ее, он был полностью разочарован и воскликнул: «Эта песня не играется».
Он играл каждую ноту, как она была написана, так, как он научился, будучи новичком. Инструктор спокойно объяснил, что любая тональность, отличная от С, должна играться по-другому
Девид стал жертвой ограниченного прямолинейного видения, поскольку думал только об ограниченном наборе правил, которые он запомнил и не принимал новую информацию при своей игре. Затем он обвинил мелодию, чтобы объяснить свою неудачу. Музыкальный ключ не может быть правильным или неправильным, это всего лишь пассивный посредник, соединяющий различные части мелодии.
Очень легко начать мыслить линейно, особенно при изучении большого количества новой информации. Нередко можно услышать от трейдера-новичка, практикующего Рыночный Профиль, что Профиль не работает. Но нет ничего общего с тем, что Профиль работает или не работает. Это всего лишь способ оценки информации, сгенерированной рынком – способ организации данных, как ноты в музыке. А вот что действительно не работает, так это способность трейдера объективно увидеть «большую картину» и понять, что всё это – серия фактов, возникших при определенных обстоятельствах. И только когда все эти обстоятельства учтены и связаны вместе, и видна вся картина происходящего, вот тогда может получиться хороший трейд.

Построение Каркаса

В данном разделе мы начнет строительство на базе фундамента, установленного в предыдущей главе. Вы изучите много широких понятий, которые будут служить инструментом в построении каркаса для понимания рынка через Рыночный Профиль

Большая Картина: Рыночная структура, Логика торговли и Время

«Большая Картина» состоит из трех обширных категорий информации: рыночная структура, логика торговли и время. Как новичок вы теперь знаете азы рыночной структуры – наиболее понятной информации, предлагаемой Рыночным Профилем в уникальной структуре колоколообразной кривой. Если коротко, то эта структура выражается через TPO и получасовые рыночные торги. В течение дня рынок начинает строить один из типов дня через расширения диапазона, хвосты и т.д. Мы может видеть, измерить и назвать физически аспекты Профиля. К концу дня структура показывает не только, что случилось, но и когда это случилось и кто принимал в этом участие. Коротко, рыночная структура дает нам видимые доказательства действий и поведения участников рынка. В данной секции эти структурные доказательства будут построены и увязаны со временем и логикой торговли.
Время является регулятором рынка. В самом широком смысле, время устанавливает ряд ограничений в дневной торговле, накладывая определенный каркас, например, количество часов от открытия до закрытия. Для многих трейдеров время – это просто звонок о закрытии сессии, и они не учитывают влияние времени на цену и возможности. Без учета времени невозможно судить о стоимости, и трейдинг превращается в игру 50/50 угадать, куда пойдет цена.
Время также регулирует возможности. Возьмем пример из повседневной жизни. Вы пришли в магазин купить лыжи. Вы достаточно долго изучали цены, чтобы иметь представлении о том, сколько лыжи должны в среднем стоить. Вам не нужны лыжи прямо сейчас и вы готовы подождать, чтобы купить их подешевле – вы покупатель на долгий период.
Вы знаете, что после окончания зимнего сезона, многие магазины начну распродавать товар и цены временно упадут. Вы также знаете, что этот период не продлится долго – время регулирует возможности. Магазины не могут позволить себе продавать товар по заниженным ценам и всё равно получать прибыль. Они всего лишь избавляются от избыточного товара, чтобы закупить другой. Чтобы получить выгоду от низких цен вы должны действовать быстро.
Это принцип справедлив и для рынка фьючерсов. Хороший возможности купить ниже справедливой цены или продать выше нее не продлятся вечно, поскольку цена движется быстро с ускоренным соперничеством. Если цена, например, долго находится под уровнем справедливой цены, то это уже не является хорошей возможностью. Что-то изменилось, цена была принята ниже участниками торгов.
Третья, и наиболее сложная категория, - это логика торговли. Логика торговли в большей степени является продуктом вашего опыта, но это больше, чем просто тщательное наблюдение и практика; это понимание того, почему рынок делает то, что он делает. Это понимание приходит только со временем и через осознанное стремление понять, какие силы стоят за рыночными движениями. Некоторым аспектам логики торговли можно научить на базе рыночной структуры и времени. Например, вы знаете, что хвост свидетельствует о сильной активности других таймфреймов на экстремумах. Если хвост не принят и цена движется обратно, то логика торговли говорит, что что-то изменилось, и покупатели или продавцы других таймфреймов, которые быстро двинули цену, ушли, или их желание торговать по тем ценам поубавилось.
Единственная возможность действительно понять рынок – это наблюдать, стараться понять, объяснить и торговать. Помните, долгое изучение не учит пониманию. Мы будем накапливать логику торговли на протяжении всей книги.

Синтез: Структура, Время, Логика

Представьте двух детей, каждый из которых старается закончить большой пазл в картинках. У них одинаковые пазлы, но один ребенок имеет перед глазами конечную картинку того, что должно получиться, а другой нет. Очевидно, ребенок, который знает, что должно получиться, закончит пазл первым.
График Профиля очень похож на сложный пазл. Его структура проясняется всё больше и больше как день подходит к концу. Но также, как ребенок с готовой картинкой перед глазами, трейдеры с пониманием «большой картины» - те, кто могут видеть развитие рынка до того, как оно отразится в его структуре, - зачастую первыми смогу сложить все кусочки рынка вместе. Рыночное время и логика торговли – это два компонента «большой картины» всего понимания рынка. Только через синтез всех трех компонентов трейдер сможет успешно сложить пазл.
Теперь мы обсудим структуру рынка, время и логику торговли в соответствии с пятью общими критериями:
  1. Легкость изучения
  2. Количество информации
  3. Скорость распознания
  4. Положение трейда
  5. Уровень уверенности
Легкость изучения
Ирония в том, что порядок, в котором изучают рыночную структуру, время и логику торговли, противоположен тому порядку, в котором эти элементы возникают на рынке – не потому, что их изучают не правильно, а скорее потому, что изучить структуру рынка проще и быстрее, чем роль времени и логики. Рыночная структура – конечный продукт, всегда проще видеть конечный продукт, чем различить стадии его создания. Мастерство понимания рыночной структуры в большей степени зависит от успешного распознания и интерпретации графика Профиля. Однако понимание роли времени требует гораздо более глубокого понимания процесса рыночного аукциона. Логика торговли является самой сложной в изучении, в частности по книгам и от учителей, поскольку понимание приходит только с практикой и опытом. Логика торговли является чистым человечиским инстинктом в отношении рынка. Правильная логика торговли приходит только после интенсивной практики и тщательного разбора рыночных ситуаций.
Количество информации
Хотя рыночная структура без сомнения является самой понятной, осязаемой частью Профиля, она содержит очень много разнообразной информации. Почему, в таком случае, так сложно интерпретировать рыночную структуру в реальных торговых ситуациях? Относительно легко распознать и интерпретировать законченную структуру дня. Сложность заключается в распознании того, что происходит по мере развития структуры.
Неспособность понять развивающуюся структуру не обязательно означает отсутствие информации. Просто она не представлена в простой читаемой форме. К тому же, есть опасность, что информация интерпретируется неправильно. Рыночная структура и логика торговли дают очень мало в плане осязаемости информации, но вся эта информация заключена в рынке. Успешная торговля требует способности находить и интерпретировать менее явные, более тонкие моменты, содержащиеся в рыночном времени и логике, и соотносить их с развивающейся рыночной структурой
Скорость распознания
Требуется время, чтобы построить рыночную структуру. По-сему, хотя структура Профиля многое показывает, очевидный факт того, что должно пройти какое-то время предполагает, что фундаментальные изменения происходят в рынке до того, как они отразятся в структуре. Структура действует как рыночный транслятор, и транслируемая информация уже вторична, она устарела. Рынок уже сказал языком времени и логики. Трейдеры, полагающиеся только на рыночную структуру, и не принимающие в расчет время и логику, буду опаздывать со входом и выходом на рынок.
Положение трейда
Позднее распознание приводит в запаздывания со входами и выходами, что в свою очередь ведет к менее желаемому положению трейда. Например, расширение диапазона подтверждает, что покупатели из других таймфреймов вошли в рынок. Но когда они вошли? Если мы полагаемся только на рыночную структуру, мы не сможешь распознать точку входа этих покупателей, пока явно не увидим расширение диапазона, когда цена уже на пике дня. Покупка пиков ведет к не очень удачному положению трейда внутри дня, по крайней мере временно. Во многих случаях возможно увидеть, что покупатели взяли контроль в свои руки прежде, чем это отразится на рыночной структуре через понимание времени и логики.
Уровень уверенности
Трейдинг, основанный на рыночной структуре, обеспечивает высокий уровень уверенности и комфорта, поскольку существует явный факт, на основе которого принято решение. Чем больше информации мы имеем в своем распоряжении, тем мы более уверены в своем трейде. К сожалению, видимая информация и хорошие возможности находятся на противоположных сторонах, имеют обратную зависимость. Чем больше информации о структуре, тем меньше возможностей осталось. Таким образом, чем дольше трейдер ждет, чтобы получить больше информации, тем выше вероятность того, что хорошая возможность уже упущена. Если все доказательства собраны и представлены, то вы уже слишком далеко, чтобы действовать на их основе и положение вашего трейда будет не очень удачным.
Рыночное время вкупе с логикой торговли дают меньше всего видимых доказательств. Для продвинутого новичка торговля на основе времени и логики дает меньше уверенности, поскольку трейдер еще не чувствует себя комфортно за пределами царства рыночной структуры. С другой стороны, бывалые трейдеры с пониманием всего рынка, торгуют на основе логики и времени, и отслеживают активность (структуру) для дополнительной информации, необходимой для повышения уверенности в своей торговле.
Резюме: Логика создает побуждение действовать, время генерирует сигнал, а структура дает подтверждение
Мы описали основные различия между структурой, временем и логикой, но ответ, как применять их синтез на практике, должен придти со временем и опытом, а это возможно только наблюдая и каждый день действуя на основе генерируемой рынком информации, торгуя. Хотя Рыночный Профиль чаще всего используется для отражения структуры рынка, практика показывает, что понимание влияния времени и логики торгов более важно в достижении понимания всей картины рынка. Приложение дополнительных усилий для полного понимания строительных блоков рыночной структуры – времени и логики – лучше подготовит трейдеров, чтобы уметь предвидеть и воспользоваться хорошими возможностями, пока они есть, а не когда уже прошли

Выявление Действий Других Таймфреймов

Мы в нескольких словах упомянули о важности определения того, кто в данный момент контролирует рынок, если такие есть. Давайте теперь более подробно рассмотрим вопрос о выявлении действий других таймфреймов. Элементы, показывающие нам действия других таймфреймов, возможно больше всего вводят нас в заблуждение среди всей рыночной информации. Часто, информация, которую мы думаем, что понимаем правильно, представлена в таком виде, что её действительная природа остается непонятой или интерпретируется неправильно.
Примером такой «иллюзии» может служить ситуация, когда рынок открывается выше зоны справедливой цены предыдущего дня. Продавцы других таймфреймов реагируют на высокое открытие, агрессивно входят в рынок и торги проходят ниже цены открытия весь день. Однако, по завершению торговой сессии, уровень контроля дня в конечном счете оказывается выше. В течение дня продавцы других таймфреймов доминировали на рынке, пытаясь вернуть цену к предыдущему уровню контроля. Но ответная распродаже не была достаточно сильной, чтобы перевесить высокое открытие, инициированное сильным покупателем других таймфреймов. Структура дня выявила слабость, хотя рынок был достаточно сильным в долгосрочном плане.
Ситуацию, описанную в предыдущем примере, относительно легко выявить и оценить, когда иллюзии уже прошли. К сожалению, информация, генерируемая рынком, не всегда такая четкая. В большинстве случаев требуется более аналитический подход, чтобы правильно оценить, кто выигрывает битву за контроль над рынком среди других таймфреймов – продавцы или покупатели.
Чтобы выявить действия других таймфреймов мы рассмотрим ситуации расширения диапазона, хвосты, деятельности в «теле» Профиля и положение зоны справедливой цены относительно предыдущего дня. В добавок, каждый из этих факторов будет изучен относительно того, проявляют ли участники рынка инициативу или же они больше хотят действовать в ответ на благоприятное движение цены. Участник, действующий по своей инициативе, обычно более решительный, чем тот, кто просто реагирует на хорошие возможности.
В этой секции мы будем говорить о том, кто контролирует рынок в течение дня. Способность обрабатывать информацию через структуру Профиля позволяет трейдеру распознать хорошие трейды внутри дня. Долгосрочные трейдеры также должны уметь читать и понимать структуру дня, по скольку долгосрочный аукцион состоит из дневных аукционов, распределенных во времени. Понимание развития долгосрочного аукциона и положения зоны справедливой цены требует большего анализа и будет рассмотрено в Главе 4. Мы это здесь упомянули, чтобы не создать иллюзии, что контроль в течение одной торговой сессии законченный и изолированный – нет, он просто отражает расстановку сил одного дня во всём долгосрочном аукционе.
Умение читать и понимать структуру дня полезно для всех участников рынка всех таймфреймов. Это понимание необходимо в первую очередь тем, кто торгует внутри дня, однако, и долгосрочные трейдеры становятся дейтрейдерами, когда входят и выходят из позиций. Концепцию участия больших таймфреймов внутри дня лучше всего выразить в двух примерах.
Представьте продуктовую компанию, которая закупает большое количество зерна для переработки. Производитель считает, что цены будут расти, но в тоже время хочет застраховать себя от возможных убытков. Поэтому, по мере повышения цены, компания постепенно продает контракты на зерно в своих хранилищах, наращивая и усредняя свой хедж. В одно утро цена на зерно открывается значительно выше уровня контроля предыдущего дня, но структура Профиля показывает слабость рынка. Производитель использует момент высокой цены и расширяет свой хедж, допродавая контракты. Но цена понижается в течение дня и производитель может частично закрыть свои позиции, чтобы потом снова войти по более высокой цене. Компания явно хеджируется на долгосрочную перспективу. Однако, когда рынок создал возможность в течение дня, производитель принял решение и откупил часть хеджа.
Во втором примере, менеджер фьючерсного фонда с бычьим взглядом на рынок может решить продать часть своих долгосрочных позиций, воспользовавшись благоприятными возможностями, нашедших отражение в структуре дня. Если рыночная структура показывает, что рынок скорее всего навернется, от он может продать часть портфеля, и пополнить его позже в течение дня. Действительно, если рынок достаточно волатилен, трейдер может перезаходить частью своей позиции несколько раз в день.
Отложим в сторону долгосрочную торговлю до следующей главы и поговорим о действиях других таймфреймов в течение дня

Действия Других Таймфреймов на Экстремумах

Хвосты (или Экстремумы)
Хвосты возникают, когда агрессивный покупатель или продавец входит в рынок на экстремуме и быстро двигает цену. Как правило, чем длиннее хвост, тем больше уверенности стоит за этим движением (чтобы быть значимым, хвост должен иметь хотя бы две TPO). Например, хвост на верхнем экстремуме показывает, что сильный продавец других таймфреймов вошел в рынок и опустил цену. С точки зрения действий других таймфреймов можно сказать, что отсутствие хвоста тоже может быть важным. Отсутствие агрессивной деятельности других таймфреймов на экстремумах говорит об отсутствии уверенности у продавцов и покупателей.
Расширение диапазона
Расширение диапазона – еще одна формация, отражающая действия продавцов/покупателей и помогающая измерить их силу. Многокраное расширение диапазона обычно является результатом успешных торгов на верху или внизу диапазона. Чем сильнее действия, тем чаще и больше расширяется диапазон, а на графике это представлено виде продолговатого Профиля. Например, в трендовый день доминирование других тайфреймов четко видно в расширение диапазона и движении цены на протяжении всего дня

Действия Других Таймфреймов в Теле Профиля

Роль больших институциональных инвесторов и коммерческих организаций на рынке гораздо больше, чем просто поиск удачной цены для сделки, когда она уходит от своей стоимость (отражается в хвостах и расширении диапазона). Многие долгосрочные коммерческие участники фьючерсной биржи имеют свой бизнес на рынке, который они должны делать каждый день. Например, General Mills должна накрывать миллионы обеденных столов каждое утро. Таким образом, они постоянно находятся на рынке, это часть их ежедневного бизнеса.
Волей-неволей, деятельность других таймфреймов, как правило, имеет место быть в теле Профиля рынка. Тем не менее, это играет важную роль в наших оценках состязания, которое разворачивается между участниками других таймфреймов. Подсчет TPO является средством оценки деятельности других таймфреймов внутри Профиля дня.
Подсчет TPO
Time Price Opportunity (TPO) является базовой единицей в структуре рынка. Как упоминалось ранее, TPO – это Время, регулятор рынка, Цена, реклама фьючерса, и вместе они создают Возможность купить или продать по конкретной цене в определенный момент времени. В частности, подсчет TPO измеряет уровень дисбаланса (когда он есть) между участниками других таймфреймов и внутри дневными трейдерами (в большиистве своем это locals).
Ключ к пониманию, почему возникает дисбаланс заключается в осознании того, что покупатели и продавцы других таймфреймов не совершают сделки друг с другом напрямую. Вспомните, что locals, или скальперы, действуют как посредники между двумя долгосрочными игроками. Таким образом, покупатель других таймфреймов как правило покупает у locals, а продвацы других таймфреймов обычно продают locals. Дисбаланс возникает, когда покупателей других таймфреймов больше, чем продавцов, или наоборот, и это приводит к тому, что locals застревают в short или long. Прежде, чем мы узнаем как подсчитать этот дисбаланс, мы познакомимся с тем, как locals ведут свой бизнес.
Locals находятся между внешними потоками ордеров на покупку и продажу (преимущественно это ордера вне ямы, от других таймфреймов). Для примера, брокер в яме получает заказ на продажу 1000 контрактов по цене, скажем, $5 за контракт. Locals купят контракты у этого брокера, повернутся и продадут их другому брокеру в яме, который имеет заказ на покупку 1000 контрактов по $5.02. В данной ситуации locals выступил как посредник в сделки и при этом немного подзаработал.
Однако процесс проведения сделок редко бывает таким идеальным. Часто покупателей других таймфреймов больше, чем продавцов - в результате locals застревают в шортах (или лонгах когда продавцов больше, чем покупателей). Например, если в яму приходит много ордеров на продажу, locals начинают их скупать и оказываются в «слишком длинной позиции». Другими словами, locals купили слишком много у продавцов других таймфреймов. Если покупатели других таймфреймов не выйдут на рынок, locals должны будут каким-то образом избавиться от своих длинных позиций. На первый взгляд locals должны просто продать свои позиции кому-нибудь другому. Однако это не так просто, потому что это вызовет дополнительные продажи, которые и так уже наводнили рынок. Поэтому его первой задачей будет остановить внешний поток ордеров на продажу опустив бид, в надежде, что рынок стабилизируется и он сможет избавиться от позиции. Если и это не остановит продажи, то locals будет вынужден присоединиться к продавцам и закрыть свою длинную позицию по более низкой цене.
Давайте рассмотрим такой пример. Вы решили немного подзаработать на продаже билетов на футбольный матч, который состоится через месяц, и купили 20 билетов в киоске по $10 за штуку. Киоск в данной ситуации выступает в качестве продавца из другого таймфрейма, а вы в качестве внутри дневного покупателя. Но в течение последующего месяца, ваша команда проигрывала каждую игру и опустилась с первого на пятое место. Не удивительно, что интерес к игре, на которую вы планировали продать билеты, упал. Однако, осталось несколько фанатов этой команды – это покупатели из других таймфреймов. Чтобы избавиться от билетов и возместить хотя бы часть потерь, вы вынуждены продавать по $8, вместо $12-$15. В данном примере, продавцов других таймфреймов было больше, чем покупателей. Как следствие, цена опустилась, чтобы восстановить баланс.
Те же принципы применимы и к рынку фьючерсов. Если мы сможем увидеть дисбаланс прежде, чем он выравняется, тогда, возможно, мы сможем на этом заработать. Хвосты и расширения диапазона наиболее очевидные формации, свидетельствующие о присутствии других таймфреймов, но в волатильный или шумовой день выявить дисбаланс в ценовой зоне становится сложнее. Подсчет TPO – это отличный метод для расчета ежедневного дисбаланса в развивающейся ценовой зоне (Прим., ценовая зона в данном контексте – это не та VA, к которой все привыкли, т.е. весь диапазон цен, а не одно стандартное отклонение).
Метод подсчета TPO заключается в нахождении уровня контроля (самая широкая часть Профиля, которая ближе всего к его середине), и суммировании всех TPO выше и ниже этого уровня с последующим их сравнением. Одиночные хвосты (т.е. не толще одной буквы) исключаются из подсчета, потому что их суть ясна и они уже были учтены при анализе деятельности на экстремумах. Запомните, уровень контроля очень важен, потому что это тот уровень, на котором цена провела больше всего времени в течение дня и, таким образом, стала справедливой ценой этого дня (Цена x Время = Стоимость). Рисунок 3-1 иллюстрирует процесс подсчета TPO.
Количество TPO над уровнем контроля предстваляет продавцов других таймфреймов, которые хотят продать выше справедливой цены. Количество TPO под уровнем контроля представляет покупателей других таймфреймов, которые хотят купить ниже справедливой цены. Отношение продавцы/покупатели отражает дисбаланс. Например, отношение 32/24 – это 32 TPO над уровнем контроля и 24 под ним.
На рисунке 3-2 показано три этапа развития Профиля казначейских облигаций 29 января 1988 г. 29го цена открывается значительно выше закрытия предыдущего дня с последующей распродажей – цена пытается идти вниз.
Однако с развитием дня, наша задача определить, кто на рынке более агрессивный, кто контролирует рынок. Иногда хвосты и расширения диапазона помогут нам определить, кто более агрессивный на экстремумах. Но битва внутри диапазона более изощренная, и часто она не столь активная, как на экстремумах. Наблюдение за TPO поможет нам определить, кто будет праздновать победу в битве за контроль внутри Профиля.
Еще раз рассмотрим Профиль A. В период A-F  количество TPO равно 13/21, что в пользу покупателей других таймфреймов. Подумаем логически, что означает 13/21 TPO: факт того, что количество TPO под уровнем контроля становится всё больше, говорит о том, что, хотя цена и находятся ниже справедливой цены, она никуда не движется.
Если бы продавцы других таймфреймов были агрессивными, цена бы расширила диапазон вниз. Расширение диапазона сдвинуло бы уровень контроля вниз, выравнив дисбаланс TPO, а возможно даже увеличив его в пользу продавцов. То, что TPO строятся в нижней половине ценовой зоны и при этом не происходит расширение диапазона говорит о том, что, скорее всего, это трейдеры в яме, или locals, продают контракты покупателям других таймфреймов.
Профиль B на рисунке 3-2 показывает, что количество TPO за период H сдвинулось обратно к балансу 21/22. Это временное возвращение к балансу указывает, что locals теперь находятся в коротких позициях – в сущности, они продали слишком много и теперь вынуждены крыться, чтобы выравнять свои позиции. В результате, цена в периоды G и H повышается.
И снова, последний Профиль, продавцы других таймфреймов отсутствовали и цена ушла вверх к дневному экстремуму. За период L количество TPO на уровне цены 93 равно 21/32, и расширение диапазона в этом периоде подтолкнуло уровень контроля вверх, присвоив окончательную победу покупателям – 30/47. Этот дисбаланс в конце дня часто послужит моментумом на следующий день.
рис 3-1
рис 3-2 (казначейские облигации , 29.jan.1988)

Инициатива против Реакции

Знать, действуют ли другие таймфреймы по своей инициативе или просто реагируют на привлекательные цены, является важным для понимания их влияния на рынок. Трейдеры могут определить, является ли активность инициативой или реакций, сравнив структуру текущего дня с зоной справедливой цены предыдущего дня. Зона справедливой цены предыдущего дня действует как наиболее правдивый, самый последний индикатор уровня, на котором цена была принята участниками рынка. Можно выделить четыре типа активности: Инициативная покупка Инициативная продажа Ответная покупка Ответная продажа
Коротко, инициативная покупка – это покупательская активность внутри или выше зоны справедливой цены предыдущего дня. И наоборот, инициативная продажа – это продажи внутри или ниже зоны справедливой цены предыдущего дня. Инициативная деятельность говорит о высокой уверенности части участников других таймфреймов.
Ответная деательность (реакция) противоположна инициативной деятельности. Покупатели реагируют на цену ниже стоимости, а продовцы реагируют на цену выше стоимости. Рисунки 3-3 и 3-4 детально описывают эти концепции. Сначала посмотрим на правую нижнюю часть рисунка 3-3, верхнее расширение диапазона в период С и хвост покупателей в период E, отражающий ответные покупки. Покупатели реагируют на цену значительно ниже последнего уровня справедливой цены. Другими словами, покупатели среагировали на возможность купить дешево. Помните, если цена идет вниз и находит покупателей, это еще не реакция. Это станет реакцией, только когда цена находится ниже стоимости. Хвост, отражающий реакцию покупателей – это также расширение диапазона, вызванное инициативой продавцов. Например, когда бакалейный магазин понизил цену на арахисовое масло, это стало инициативным расширением диапазона вниз. Покупатели среагировали на низкую цену и вернули ее к прежнему уровню, что нашло отражение в хвосте ответных покупок. Инициативное расширение диапазона и хвост, отражающий реакцию – это одна и та же активность.
Снова посмотрите на рисунок 3-3 и обратите внимание, что расширние диапазона в период С, вызванное реакцией покупателей, в тоже время является хвостом, вызванным инициативой продавцов. Точно также, в период Е хвост ответных покупок – это результат того, что инициативные продажи, падение цены и раширение диапазона были отвергнуты остальными участниками рынка. На рисунке 3-4 тоже самое: в период С инициативные покупки и расширение диапазона вверх встречает реакцию продавцов и в конце концов становится хвостом ответных продаж. Если расширение диапазона происходит в конце дня (в последний период), то это уже не является хвостом. Хвост имеет силу, когда он подтвержден и цена была отвергнута по крайней мере в еще одном дополнительном периоде.
Расширение диапазона и хвосты в пределах зоны справедливой цены предыдущего дня – это инициатива. Если участники приняли решение покупать и продавать в зоне справедливой цены, то это их свободный выбор, а следовательно инициатива. Как и всё, что вы изучаете, концепция инициативы и реакции – это не случайное указание, которое должно быть зафиксированно в памяти, а скорее логическое описание отношения цены и стоимости.
Структура дня тоже может быть классифицирована по принципу инициатива/реакция. Как говорилось ранее, эта классификация дня важна, потому что дает трейдреру представление о силе рынка и его уверенности. Если коротко, TPO инициативных покупок и ответных продаж находятся выше зоны справедливой цены предыдущего дня, в то время, как TPO ответных покупок и инициативных продаж находятся ниже этой зоны. Все TPO внутри зоны предыдущего дня – это инициатива, хотя она не несет столько уверенности, как инициатива за пределами этой зоны. Рисунки 3-5 и 3-6 иллюстрируют эти идеи.
рис 3-3
рис 3-4

Трендовые и Флетовые Рынки

Понимание динамики трендового и флетового рынка, а также переход от одного к другому одна из самых сложных для понимания [L1] концепций рыночного аукциона. Это связано с тем, что это требует твердых знаний о поведении рынка, а также глубоких знаний о Профиле рынка. По этой причине, здесь мы изложим только основы трендого и флетового рынка, оставив более детальное обсуждение до главы Квалифицированный. Позвольте нам начать с нескольких общих словарных определений тренда и флета, чтобы сформировать у вас ментальное представление о них. Webster’s New Collegiate Dictionary определяет тренд как: (a) «расширение в одном направлении, следование одному курсу...чтобы показать тенденцию» или (b) «общее движение со временем статистически обнаруживаемого изменения; а также: статистическая кривая, отражающая такое изменение». К сожалению, нет однозначного определения тренда, поскольку это функция от двух переменных – рынка и нашего торгового таймфрейма. Скажем просто, тренд – это отклонение цены от стоимости. Для наших целей будет считать, что отклонение цены находится в тренде, если есть серия дневных аукционов (зоны справедливой цены) движущихся в определенном направлении в течение долгого периода времени. Пример такого долгосрочного тренда показан между точками 1 и 2 на дневном графике Crude Oil на рисунке 3-7, который заканчивается флетом.
Webster’s определяет флет, как: (a) «ограниченный диапазон» или (b) «ограниченный с обеих сторон». Флетовый рынок – это серия движений цены в ограниченном диапазоне. Рынок ходит вверх и вниз между двумя уровнями, являющимися границами диапазона. На рисунке 3-8 рынок перешел во флет в точке 2, и торговался вверх и вниз в точках с 2 по 6.
рис 3-5
рис 3-6

рис 3-7 (июньский тренд в нефти)


рис 3-8 (боковой тренд в июне на S&P500)

Ключевые Элементы – краткое обсуждение

Мы определили тренд как отклонение цены от стоимости. Хотя такое отклонение может продолжаться достаточно долго, оно не бесконечно , и в конце концов цены и стоимость уравняются.
Трендовый рынок заканчивается, когда цена начинает ходить вверх и вниз между двумя значимыми уровнями, формируя коридор. Новый тренд начинается, когда цена пробивает этот коридор и принимается участниками рынка.
Многие известные профессионалы говорят, что рынок находится в тренде только 20-30% всего времени. Неспособность учесть это является причиной того, что многие трейдеры не зарабатывают денег. Многие популярные системы являются тренд–следящими и им требуется значительное движение цены, чтобы делать деньги. Многие трейдеры на своем горьком опыте знают, что во флетовом рынке цена движется достаточно быстро и значительно для того, чтобы вызвать срабатывание такой систем, затем потенциальное движение останавливается   и рынок разворачивается в другую сторону.
Теперь понятно, почему выражение «тренд – мой друг» является заблуждением. Да, на трендовом рынке трейдер может сделать солидный профит, если он в него зашел. Однако если трейдер постоянно использует тренд следящую систему во флетовом рынке, его шансы на успех значительно уменьшаются. Поэтому, по мере того, как рынок переходит от тренда во флет и обратно, ваша стратегия торговли должна меняться кардинально. Для тренда требуется менее активный тип стратегии торговли; ее нужно оставить в покое. В его природе заложена сильная уверенность, поэтому ожидаемый заработок может быть сравнительно высоким. На трендовом рынке, вы открываете позицию и всё остальное рынок делает сам. Флеты, наоборот, требуют более тесного, ручного подхода. Рынок движется в разные стороны, без какой-либо уверененности в долгосрочном направлении. Цены, формирующие границы диапазона, являются важными точками, относительно которых имеет смысл наблюдать за дальнейшими изменениями, например, началом нового тренда, продолжением флета и так далее. Чтобы успешно торговать в диапазоне, вы должны научиться идентифицировать прорывы диапазона и быстро брать профит, вместо «рынок, прокати». Наблюдение за тем, как рынок ведет себя возле этих точек, поможет вам оценить возможный заработок и должным образом приспособить свою систему.
Знание того, находится ли рынок в тренде или во флете является составной частью всего понимания рынка. Очень важно формализовывать, развивать и применять ваши собственные таймфреймы и стратегии.

Трендовые Рынки

Ключ к зарабатыванию на тренде заключается в способности трейдера определить, будет ли продолжение тренда, или, другими словами, отклонение цены от стоимости принято участниками рынка или отвергнуто. Хороший индикатор продолжения тренда заключается в наблюдении за положением зоны справедливой цены. Если серия зон имеет выраженное направление в течение определенного периода времени, значит цена принята на новых уровнях и тренд находит поддержку среди участников рынка. Если зоны начинают перекрывать друг друга или двигаться в противоположном направлении, то высока вероятность, что тренд замедляется и рынок начинает балансировать.
Тренд начинается с инициативных действий других таймфреймов, которые считают, что текущий уровень стоимости больше не является справедливой ценой в долгосрочном плане. В восходящем тренде, например, цена воспринимается как низкая покупателями других таймфреймов и несправедливая продавцами. С повышением цены, тренд привлекает трейдеров различных таймфреймов, пока, грубо говоря, все не станут покупателями. В этот момент, весь мир думает, что тренд будет продолжаться вечно, но покупателей то больше нет. Восходящая волна закончилась, по скольку просто не осталось покупателей, и в этот момент на рынок выходят продавцы, которые реагируют на цену и понижают ее, начиная процесс консолидации. Взгляды покупателей и продавцов других таймфреймов на стоимость сужаются, образую относительно широкую зону равновесия покупателей/продавцов, заключенную между границами диапазона.

Флетовые рынки

Как отмечалось ранее, тренды обычно заканчиваются консолидацией, которую называют диапазоном или флетом. Если рынок не идет вверх, тогда он разворачивается и начинается тренд вниз. Восходящий рынок сначала идет вверх, потом балансирует, и после этого он может либо продолжить движение вверх или развернуться вниз. Точно также нисходящий рынок заканчивается консолидации, и потом может либо пойти дальше вниз, либо начать тренд наверх.
Во флете, покупатели и продавцы других таймфреймов только реагируют на цену. Когда цена подходит к верхнему уровню диапазона, продавцы реагируют и сбивают цену либо до уровня равновесия, либо дальше к нижней границе диапазона. В этот момент на рынок выходят покупатели и возвращают цену наверх. Этот расколбас говорит о том, что рынок находится в балансе и ждет больше информации, куда ему идти. Поэтому, когда цена принимается выше или ниже этого коридора, это говорит о том, что возможно рынок выходит из равновесия. Отслеживание таких пробоев на предмет их принятия и развития может сигнализировать наблюдательному трейдеру, что начинается новый тренд.
Чтобы лучше проиллюстрировать идею баланса и поведение цены в диапазоне, рассмотрим ежедневный пример – покупка машины. Представьте пять различных людей, которые пришли в дилерство Rawley купить машину в течцение одной недели. У них у всех одна цель: купить новую Series Magma 8.9.  Однако, на этом совпадения заканчиваются, поскольку высока вероятность того, что каждый из них сфокусирован на различных аспектах машины. Один из них разбил свою машину накануне и теперь ему  немедленно нужна новая для деловой поездки. Богатенькому студенту нравится стиль Magma и он хочет все по высшему разряду – люк на крыше, стерео, автоматические стеклоподъемники и гоночную раскраску. Семья из пригорода со средним достатком изучала цены несколько недель и приходили в дилерство Rawley уже несколько раз, чтобы обсудить цену. Дама, которая ездит на работу в соседний город, заинтересована в покупке машина из-за ее экономности в потреблении топлива. На наконец последний пятый участник – продавец товаров и услуг (salesman), который решил, что пришло время купить новую машину. Каждый из них смотрит на рынок с различных сторон, и у каждого в голове есть диапазон приемлемой цены, которую он или она считают справедливой. Дилер так же имеет свое представлении о приемлемом для него диапазоне стоимости, в рамках которого он будет вести переговоры с покупателями. Его диапазон – это низшая цена, при которой он всё еще может делать профит, и высшая цена, по которой покупатель может купить машину. При переговорах дилер торгуется с покупателями в пределах этого диапазона цен, пока они не придут к соглашению. Студент, возможно, заплатит самую высокую цену, поскольку она его не интересует и он хочет получить все удовольствия. Семья, скорее всего, заключит лучшую сделку, по скольку они долгосрочные покупатели и изучили рынок. Суть в том, что все участники купят одну и ту же модель, но каждый заплатит различную цену. Дилер исполнит свою роль посредника, заключив сделки по различным ценам в определенном им диапазоне.
Флетовый рынок действует в той же манере. Когда рынок находится в состоянии баланса, участники учитывают различные факторы в их представлении о справедливой цене. Цена движется вперед и назад, поскольку участники реагируют на изменение факторов и меняют свое мнение о рынке. Технари, например, могут наблюдать за стохастиками, а фундаменталы следить за экономическими показателями и новостями. Другие трейдеры могу смотреть на открытый интерес, предыдущие экстремумы цены, кривую доходности и активность в других инструментах. Ввиду такой сегментации, одна группа участников рынка может руководить в короткий промежуток времени, усиливая флет.
Флет дает менее очевидную информацию, чем тренд, когда движение цены и настроение рынка понять относительно легко. В сильном тренде направление очевидно и все мнение рынка направлено в торону тренда. За исключением входа и выхода, трейдеру не нужен Профиль Рынка, или какой-либо системы, чтобы определить, в каком направлении идет рынок. Однако во флете, нет никакого индикатора о долгосрочном настроении  рынка. Из-за разнообразной и зачастую противоречивой смеси мнений, которая окутывает рынок, трейдер должен смотреть более пристально, чтобы найти намеки на дальнейшее направление рынка. Многообразие факторов таит в себе опасность, что какая-то информация может быть переоценена, что приведет к неполному, а зачастую и неправильному пониманию рыночной ситуации. Когда информация, генерируемая рынком, представлена в виде Рыночного Профиля, по-иному сегментированные рыночные мнения объединяются в один составной источник информации. В каком-то смысле, Профиль Рынка – это фильтр всех рыночных мнений. Наблюдая и понимая Профиль Рынка, возможно определить и отделить кратковременную активность во флете от потенциально сильного и значительного движения цены. Другими словами, Рыночный Профиль – это мощное средство для оценки активность и контроля в период флета.
На этом мы закончим обсуждение базовых понятий трендового и флетового рынка. Более детальное обсуждение, основанное на этих концепциях, последует в Главе 4.

Два Больших Вопроса

Мы охватили большой материал: структура профиля, типы дней, контроль других таймфреймов, инициативная и ответная деятельность, трендовые и флетовые рынки – и все тонкости , которые с ними связаны. Это как если бы мы стирали пар со стекла – каждая концепция открывает все больший обзор всей картины. Изучение того, как рынок действует и как интерпретировать эти действия через Профиль Рынка – это эволюционный процесс, включающий изучение большого количества фактов и концепций, которые все взаимосвязаны. Собрать их все вместе – это задача, требующая знаний, упорства и опыта по мере того, как всё большая часть окна становится видной. Давайте попробуем взглянуть на то, чего мы еще не касались таким образом, чтобы это помогло вам объединить и осмыслить то, что вы уже узнали в главах Новичок и Продвинутый Новичок.
Успешное применение Профиля Рынка зависит от возможности ответить на два основных вопроса, которые являются результатом конечной цели на рынке – облегчение торговли:
1 - В какую сторону рынок пытается идти?
2 - На сколько он успешен в своих стараниях?
Понимание этих двух вопросов вместе, в сущности, и есть уравнение в определении того, как облегчить торговлю. По мере того, как мы будет углубляться в изучение более сложного материала, эти два вопроса станут краеугольным камнем в понимании рынка через Рыночный Профиль.




0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Subscribe to RSS Feed Follow me on Twitter!